Дом для мам «Колыбель»: что приводит женщин в социальный приют
Автор Лилия Чанышева / sntat.ru
Корреспондент ИА «Татар-информ» побывала в приюте для молодых мам, лишённых дома, работы и поддержки. О том, как и кому помогает приют «Колыбель», а также невыдуманные истории его постоялиц – в нашем материале.
За десять месяцев работы здесь нашли приют 21 женщина и 36 детей. Сюда попадают женщины в трудной жизненной ситуации, которые оказались перед выбором, делать им аборт или сохранить жизнь ребенку. От них отвернулись родные и близкие, но на помощь пришли посторонние люди.
В «Колыбели» женщинам помогают выйти из сложной ситуации, независимо от их вероисповедания, национальности и регистрации. Юристы, соцработники и психологи помогают восстановить документы, найти работу, снять жилье и наладить отношения с родственниками.
«Колыбель» находится на улице Ершова, в двухуровневой квартире на шестом этаже обычного многоквартирного дома. В приюте светло и просторно – есть гостиная с игровой зоной для детей, просторная кухня, где за обеденным столом собираются постояльцы приюта, мастерская, где проводятся мастер-классы, и спальные комнаты. В единственном на весь город приюте работают всего несколько человек – два коменданта, два администратора и психолог.
«В «Колыбели» сейчас живут три женщины, у двух из них по двое детей, еще одна ждет ребенка. На днях должна заселиться беременная девушка 17-ти лет. Она из Лаишево. Девушка и ее мать боятся, что отчим не примет и выставит беременную падчерицу на улицу, поэтому мама была вынуждена написать согласие на временное проживание своей дочери в нашем приюте», – рассказывает его координатор Элина Галиуллина.
«Всё началось с желания поработать в церкви»
«Колыбель» открылась в апреле прошлого года. Это был первый в Казани приют для беременных и матерей с младенцами.
«Для меня пролайф-деятельность началась с желания поработать в церкви семь лет назад. Для этого я обратилась в Зилантов монастырь, где, кроме того, работал Центр защиты материнства и детства. Там добровольцы-психологи вместе со священнослужителем занимались организацией противоабортного консультирования, помогая женщинам принять решение об отказе от прерывания беременности», – рассказывает Элина.
Элина и другие активисты начали проводить пикеты возле частных клиник, призывая людей отказаться от абортов. Со временем будущая руководительница приюта поняла, что одних пикетов и психологической помощи недостаточно – беременным, оказавшимся в трудной ситуации, но сохранившим ребенка, нужна и материальная поддержка. Тогда было принято решение создать при монастыре гуманитарный склад, куда женщины стали обращаться за помощью.
В 2013 году активисты открыли первую «кризисную квартиру», куда заселились женщины, оставшиеся без жилья и помощи. Потом появилась вторая квартира, затем – еще несколько. Кризисные квартиры не требовали больших финансовых затрат – их арендовали на пожертвования добровольцев. Но такого рода «гостиница» не решала всех проблем –женщинам нужна была комплексная помощь и социальная реабилитация. Так назрела необходимость открытия приюта. Зарегистрированная летом 2016-го года некоммерческая организация «Центр защиты семьи, материнства и детства «Умиление» выиграла грант в конкурсе «Православная инициатива» на создание кризисного центра для беременных. Для приюта в Советском районе была арендована двухуровневая квартира, администрация района помогла сделать в квартире ремонт, приобрести необходимую мебель и технику. На грантовый миллион рублей приют проработал девять месяцев, а с 20 января он существует только на деньги благотворителей.
Будни приюта
Женщина, оказавшаяся в приюте, подписывает договор с организацией на три месяца. Этого времени должно хватить, чтобы как-то наладить свою жизнь, но случаются ситуации, когда женщина остается здесь и подольше. Хотя по договору Центр не обязан предоставлять подопечным питание, здесь их кормят бесплатно и предоставляют предметы первой необходимости. В приюте регулярно работают психологи, здесь готовы оказать и юридическую помощь. Женщин обучают навыкам ведения семейного бюджета и домашнего хозяйства. Здесь проводят и творческие занятия – курсы кройки и шитья, различные мастер-классы.
В приюте есть коменданты, которые следят за порядком. У подопечных есть и определенный режим дня – время приемов пищи, прогулки и занятий с психологом и другими специалистами. Убираются и готовят здесь согласно графику дежурств.
В месяц руководительнице приюта звонят по две-три женщины, попавшие в безвыходную ситуацию. Элина не афиширует адрес приюта. Этому есть разумное объяснение: некоторые женщины скрываются здесь от домашнего насилия со стороны своих мужей или сожителей.
С женщинами руководители приюта встречаются на нейтральной территории, проверяют документы, справки о состоянии здоровье, а потом заселяют, если в приюте есть место (приют рассчитан на шесть женщин с детьми). Одного приюта на весь город мало. Элине иногда приходится отказывать женщинам в помощи из-за того, что в приюте нет свободных мест.
У каждой постоялицы приюта своя история. Отсутствие поддержки со стороны родственников, домашнее насилие, бесконечные конфликты с мужем, предательство любимого человека, проблемы с документами – то, что приводит этих женщин в социальный приют.
Подопечные приюта рассказали, как здесь оказались.
История №1. «Молодой человек заявил, что ребенок ему не нужен и уехал в Египет»
Александра (имя изменено – прим. Т-и) ждет третьего ребенка. Так сложилось, что двое детей живут со своим отцом.
«Как вы здесь оказались?» – задаю первый вопрос. «Как и все, осталась без жилья. Это долгая история», – тяжело вздыхая, отвечает Александра.
История ее жизни действительно оказалась длинной и полной жизненных перипетий. Александра развелась со своим мужем пять лет назад. Некоторое время жила в его квартире с детьми, пока бывшая свекровь не выписала ее. Александра больше не могла оставаться в квартире, ее оттуда буквально «выживали»: то бывший муж вел за ней слежку, то она находила записки с угрозами. В конце года Александра познакомилась с молодым человеком из Египта и забеременела от него. Дальнейшая история стара как мир – парень заявил, что «ребенок ему не нужен». Отчаявшись, женщина решилась прервать беременность. В женской консультации Александру отправили сначала в кабинет психолога. Врач рассказала женщине о центре «Умиление» и обещала, что там ей помогут с жильем. Женщина под давлением сожителя беременность прервала, но со временем с двумя старшими детьми переехала на «кризисную квартиру», которую предоставил центр. Но и там ее ждали неприятности. В квартире случилось ЧП – ребенка обожгло кипятком.
Детей было решено отдать отцу. Спустя время наша собеседница вновь помирилась и забеременела, но сохранить беременность не получилось – случился выкидыш. Спустя время узнала, что снова беременна. Отец ребенка уговаривал девушку уехать в Египет. Она согласилась, и пока оформляла нужные документы, он покинул страну и ждал ее за бугром. Но тут выяснилось, что покинуть страну женщина не может – в банке висит большой долг по кредиту. Молодой человек отказался помочь, заявив, что у него «таких денег нет», а потом и вовсе исчез. Так Александра оказалась опять в приюте. Несмотря на трудности, женщина старается не унывать. Она поделилась своими дальнейшими планами на жизнь: «Будем с девочками снимать квартиру, по очереди сидеть с детьми и работать. Буду возвращаться к прежней жизни. Правда, уже без любимого человека, хотя надежда всегда остается».
История № 2. «Осталась без документов в чужой стране»
Татарка Регина (имя изменено – прим. Т-и) приехала в Россию из Ташкента в 2014 году. Вот уже четыре года она не может выехать из страны. В Казани осталась одна с двумя детьми на руках и без жилья. С мужем поссорилась – «денег он не зарабатывал, выпивал и играл, делал ставки на спорт».
«Сейчас я более-менее в себя пришла. Здесь я родила своего сына. К сожалению, из-за отсутствия документов я не могу работать и получить пособия на детей. С 14-го года не могу уехать, потому что у меня даже регистрации нет…», – рассказала Регина и, не удержавшись, заплакала.
Временную регистрацию Регина несколько раз продлевала, в гражданстве РФ ей отказывали. В итоге регистрация оказалась просроченной. Родители девушки находятся в Узбекистане, помочь они ей ничем не могут. Поддерживать финансово получается не всегда – семья сама еле сводит концы с концами. Чтобы получить документы, женщине надо выехать из России на три месяца, а потом снова въехать, обновить миграционную карту и вновь подать документы на гражданство.
«Когда я оказалась в безвыходной ситуации, я начала звонить на горячую линию и попала в Москву. Там мне дали несколько номеров телефонов, одним из них оказался номер Аиды (психолог Центра – прим. Т-и). В тот момент я, можно сказать, оказалась на улице. Я ни на что надеялась уже, но цеплялась за все соломинки, куда мне с детьми-то… Я вздохнула с облегчением, когда мне перезвонила Аида и согласилась мне помочь», – делится собеседница агентства.
Уже три месяца Регина живет в приюте со своими детьми. К прочим неприятностям добавились проблемы со здоровьем: женщина перенесла уже три операции. Сейчас Регина оформляет загранпаспорта для своих детей. Когда документы будут готовы, она надеется выехать из страны. Детей, возможно, придется оставить с бабушкой и дедушкой в Узбекистане: с двумя маленькими детьми работать будет очень сложно.
03.03.2018 г.